Ребенок играет сам — достижение мамы или талант ребенка

Привет всем! Вот и настало время поговорить о самом любимом занятии детей, об играх. Скажите, друзья, как бы вы охарактеризовали значение игр для годовалого малыша? Это жизнь крохи? Его основной способ учиться? То, что в будущем будет моделировать его поведение, а сейчас закладывает основание мышления? Или просто ничего не стоящая шалость? А если ребенку уже 3-4 лет?

Почему я спрашиваю? Да потому, что от вашего отношения к игре будет зависеть и та роль, которую вы на нее возложите. И вот тут… (на ушко) раскрою секрет! Чем больше вы знаете о возможностях игры, тем больше пользы она принесет вам и вашему крохе! А потому, предлагаю сегодня узнать, как научить ребёнка играть самостоятельно, и что для этого надо.

как научить ребёнка играть самостоятельноДавайте пообщаемся сегодня по системе: вопросы-ответы. Предлагаю самые простые и логично развивающие тему вопросы и тезисы. Но прошу, чтобы мы могли беседовать, и, чтобы разговор был максимально полезным, предлагайте по ходу общения свои вопросы и делитесь наблюдениями. Именно так мы с вами сможем понять потребности и возможности карапузов, выясним, с какого возраста и какие игры интересны настолько, что маленький увлечется ими и сможет научиться чему-то новому.

Должны ли дети играть самостоятельно?

Тем, у кого есть помощники: бабушки, не сильно загруженные заботливые мужья, няни и т.д., могут удивиться: «А в чем дело? Зачем такие сложности? Пусть детками занимаются взрослые. И есть с кем баловаться, и малышата под присмотром». И вот тут, дорогие мои, очень важно понять цель такой «автономии» и в год, и когда кроха постарше.

Почему даже при наличии целого штата дедушек и бабушек, нянь и гувернанток, мам и пап, нужна крепышу независимость. Давайте вместе подумаем, чем отличается самостоятельная деятельность карапуза от коллективной? Есть варианты ответов?

А вот, к какому выводу я пришла:

  1. Контроль. Подумайте, сейчас, когда ваш малютка играет, вам кажется, что без вас он не справится, потому что не умеет? А когда пойдет в школу? А поступит в универ? А женится? Смотрите, рано или поздно, но вам придется отпустить руку и снизить контроль. Когда? И как начать? Может быть, это стоит делать по чуть-чуть. И начинать такое постепенное «вхождение» в жизнь стоит с нежного возраста, пока ваш ребенок играет в игрушки?
  2. Польза. Больше всего на свете все родители желают счастья своему крохе. Но как вы видите его счастье? В том, что он не играет самостоятельно? В том, что он постоянно будет под присмотром и сам ничего не будет делать? Да, с ним ничего не случится плохого (берем общие параметры ситуации)! Но ведь, и хорошего не случится!!! Все, что он будет делать и чем заниматься, все будет взято из чужого сценария. Кто-то, как марионетку, его будет водить за ниточки, указывая что и когда делать. В этом вы видите счастье своего маленького?
  3. Становление характера. Выходят на прогулку мамочки, и о чем они говорят? О ДОСТИЖЕНИЯХ своих «Достижений»! О том, как маленькие их детки, забавляясь игрушками, что-то сами придумали, как-то вышли из проблемной для них ситуации и т.д. Почему это достойно того, чтобы о нем хвастаться? Потому что все мы понимаем, что в этом рост личности, развитие талантов и способностей!

Поверьте, вопрос не в избавлении от ребенка, а в том, чтобы развивать его. Но когда дети начинают играть самостоятельно, с какого возраста и в какие забавы?

Что можно сделать, чтобы активировать «автономный» процесс?

Пару слов о самом начале. Как заставить играть? Вот именно заставлять и не надо! Ваша цель заинтересовать! Вспомните рекламу на ТВ. Покажут вещь – да кому она нужна? А расскажут, да расхвалят… и уже думаем: и как я без нее?

Конечно, любой карапуз интуитивно поймет, что нужно делать. Но именно ваша роль «расхвалить», сделать забаву для крохи увлекательной. Вы можете сами начать, запустить процесс своим примером. А потом корректировать, подсказывать и направлять ход игры.

Какие забавы увлекательны для какого возраста?

Начнем с того, что игра должна РАЗВИВАТЬ. Если дать то, что уже знакомо, это не интересно. А значит, не увлечет кроху. Но и невыполнимые задачи тоже не принесут пользу. А потому, ищем ложку к обеду. И учитываем, что малышу понадобится какое-то время на освоение занятия.

До года и год

Прекрасный возраст, который можно охарактеризовать так: «все в рот». Главное, чтобы не проглотил. Разные предметы, по форме, текстуре и изготовленные из разного материала, будут в этом возрасте, как никогда интересны и важны.

2 года

В 2 года исследовательская работа продолжается. Вот только уже хочется понять принцип действия и как применить предмет: постучать им, засунуть куда-либо. И взрослые могут в начале показать, для чего тот или иной предмет и как им действовать.

3-4 года

Для 3 лет выбор огромный. Малышата развиваются эмоционально и в то же время у них появляется воображение, они могут уже наблюдать и повторять за другими все. А потому в 3,5 года карапузы начинают «взрослую» жизнь. Они, как и вы, готовят кушать, убирают, кормят кукол, заправляют и чинят авто, участвуют в гоночках. И это им интересно. С этим всем они отлично могут справиться сами, нужно только пробудить в них начальный интерес.

5 и 5 с +

В 5 лет многие дети уже требуют самостоятельности. Но, если такого не произошло, что поможет? В этом возрасте «домашние» игры эволюционируют, они обогащаются сюжетом. А потому можно начать придумывать историю, чтобы кроха подхватила. Этот возраст – возраст правил. Маленький ищет их везде: когда что-то конструирует из кубиков или, если придумывает «жизнь» для своих персонажей: куклы, машинки. Им интересно что-то делать самим: лепить и рисовать, складывать и искать варианты.

Как устроить игровую площадку для самостоятельной «деятельности» карапуза?

Один из важнейших моментов! Безопасность – самое важное! А потому, если нет специальных ковриков, домиков и других модных девайсов, сооружаем все импровизированно! В чем отличие от обычных игр? В том, чтобы вы были уверены, что и в год, и в 3 года, ваш кроха не выйдет за определенные рамки и не станет искать себе приключения на попу, пока вы вышли или отвернулись.

Почему не стоит расстраиваться, когда ребенок требует повышенное внимание?

Так. Ответили почти на все. Поняли и готовы действовать. Мы-то готовы… но карапуз не хочет, а, может быть, и сопротивляется. Что делать? Понять причину. А это может быть:

  • Болезнь,
  • Ему не интересно,
  • Возрастная особенность.

С первой понятно. Тут все мы такие. Но что, если нет интереса? К примеру: ребенок 7 месяцев, но он не хочет и не играет самостоятельно. Возможно, игра или игрушка непонятны маленькому? Он растерян и не знает, как быть? Предложите варианты, поищите подходы.

И еще, кроха может замкнуться в себе, например, в 4 года не играет без взрослых. Этому способствуют возраст или его мироощущение. Стоит ли перестать обучать малыша? А помогать развиваться в играх? Нет. А потому нужно действовать. Возможно, начать с того, чтобы оставить его один на один с его детскими занятиями всего на пару минут (не обязательно выходить из комнаты, просто не участвовать). А потом увеличить время.

Почему важно хвалить?

Как же всем нам нужно, чтобы наши дела заметили и оценили по достоинству. А малышатам это нужно? И еще как! А потому, хвалите! Всегда! За все! И щедро! И тогда вам не придется мучиться вопросом, как приучить детку быть самостоятельной! Карапуз этого и сам захочет и будет с радостными возгласами показывать свои достижения!

Ребята, вроде бы я все сказала. Если что забыла, напомните в комментариях, я буду за это вам очень благодарна! Пишите, не забывайте, что у меня всегда есть, что предложить вам новенького и интересненького. Подписывайтесь и приглашайте друзей!

Пока и до встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *