Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Когда дети рисуют, родители не нарадуются их маленьким шедеврам. Еще бы, ведь малыш проявляет свои первые творческие способности. Но детские рисунки намного сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Что же может увидеть психолог в детских «каракулях»? И почему родители должны обращать внимание на то, что рисует их малыш?

Детский рисунок, как метод диагностики

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

В детском саду в первый раз родителям выдают результаты по психодиагностике. И у них часто возникает вопрос: откуда психолог берет такое количество информации о детях? Ведь малыши не заполняют многочисленные анкеты, не отвечают на десятки вопросов, и еще не могут обстоятельно выразить свои мысли. Неужели психологи все это выдумывают. Конечно же, нет.

Кроме того, что психолог наблюдает за поведением ребенка, беседует с ним, он еще и анализирует, что и как малыш рисует. Дайте десяти детям задание нарисовать домик по образцу, и в итоге вы получите, десять совершенно разных домиков. А если вы еще больше упростите задачу, и скажете нарисовать любой домик, то получите такое разнообразие рисунков, что не вспомните, какую задачу вы ставили детям изначально.

Каждый ребенок обладает индивидуальным восприятием, через рисунок дети воплощают свои мысли и фантазии. И, обладая, достаточными знаниями, можно по рисунку определить уровень развития человека, личностные особенности, нюансы взаимоотношений с другими людьми.

Возрастные особенности детского рисунка

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

В каждом возрасте детский рисунок может много рассказать о ребенке:

  • До 3 лет – рисунки детей до трех лет называют «каляками-маляками». В этом возрасте малыши только учатся держать карандаш, поэтому и получается, как получается. Человек на рисунке выглядит как голова, из которой торчат руки и ноги, притом их может быть разное количество. Цвет карандаша они выбирают просто на свой вкус, обычно, чем ярче рисует, тот и выбирают. Или просто берут первый попавшийся. Родителям не стоит пугаться страшных черных колобков на ножках – скорее всего это портрет любимой мамочки. На этом этапе развития дети не задумываются о том, что они рисуют. Поэтому психологи не анализируют такие работы и говорят привычную фразу, что все в рамках возрастной нормы. Кстати, не зря герои известного мультфильма «Смешарики» выглядят как колобочки, они разрабатывались именно такие, чтобы 2-3-летний малыш мог нарисовать их самостоятельно.
  • В 3-4 года дети делают первые попытки спланировать рисунок. Если спросить у ребенка в процессе рисования, что он рисует, то вы получите ответ. У человечков появляются тела. Родителям стоит обращать внимание на развитие качества рисунка, но слишком однозначных психодиагностических выводов делать пока не стоит.
  • С 5 лет детские рисунки приобретают сюжет. Ребенок сначала придумывает, а потом рисует. Мелкая моторика развивается очень быстро, поэтому дошкольник может уже рисовать мелкие детали. К 6 годам появляются лица в профиль, но так как ребенок не понимает еще перспективы, то на картинке чаще всего можно увидеть пол лица и два глаза. К 7 годам на людях уже появляется одежда. Дети рисуют родителей, знакомых, персонажей мультфильмов и фильмов.
  • Примерно с 4 лет детские рисунки уже пригодны для глубокого анализа. Важно учитывать личностные особенности, есть дети, которые очень любят рисовать, и качество их работ намного опережает сверстников. И наоборот, у детей, которым это занятие не нравится или они рисуют только по просьбе родителей, качество прорисовки деталей оставит желать лучшего.

Чтобы выводы сделать верными, нужно соблюдать правила диагностики:

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Ребенок должен быть отдохнувшим.

  1. Если ребенок рисует для взрослого, то между ними должен быть хороший контакт.
  2. Попросите ребенка прокомментировать картину, иногда то, что вам кажется, не соответствует действительности.
  3. Важно наблюдать за скоростью выполнения работы, концентрацией внимания и отношением к происходящему.

Что может рассказать рисунок ребенка

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Чтобы рисунок ребенка рассказал об его личностных особенностях и отношениях с окружающими, не нужно ставить перед юным художником четко определенной задачи. Психологи обращают внимание на:

Сюжет рисунка. Детям характерно повторять свои работы. Одни постоянно рисуют зайчиков, другие домики и человечков. Чаще всего дети рисуют то, что видят вокруг и чем интересуются. Повторяющиеся рисунки могут свидетельствовать о психотравме. Обратите внимание на сюжет, если он показался вам агрессивным, тревожным, пугающим, поговорите с ребенком, расспросите, что именно он нарисовал, где он это видел или слышал, нравится ли ему рисунок. Вполне возможно, что малыш пытался нарисовать туристов у костра, а вы увидели, что человек горит.

Штриховка и нажим. О сильном нервном напряжении говорит чрезмерное нажатие на карандаш. Как правило, дети неосознанно закрашивают ту часть рисунка, где чувствуют себя максимально тревожно и неуверенно. Например, дети, которые подверглись сексуальному насилию, часто яростно закрашивают область гениталий.

Агрессивные элементы. Родителям хочется верить в то, что их дети самые добрые, чистые, невинные. И что их окружают такие же люди. Но это не так. И заметить на детских рисунках агрессию достаточно просто. Она выражается в изображении острых элементов: когтей, зубов, колючек, оружия. А если речь идет о домашнем насилии, то чаще всего оно выглядит, как большая фигура с кулаками.

Стертые элементы и слабые нажатия. Так как детские рисунки не отправляются на конкурс, то и никто не требует от ребенка супер-результата. Тогда возникает вопрос, почему во время рисования ребенок по многу раз что-то стирает, рисует не четкие и конкретные линии, и не может определиться с наполнением. Это может готовить о высоком уровне тревоги, причем эта тревожность может быть, как врожденной, так и приобретенной. Например, у родителей могут быть завышенные требования.

Цветовые предпочтения. Для того чтобы правильно оценить рисунок, сначала нужно узнать, какие цвета нравятся ребенку. И если ребенок любит рисовать черным, не спишите делать негативные выводы, скорее всего ему нравится, что рисунок хорошо виден на белой бумаге.

Недетские элементы. Рисовать, к примеру, внутренние органы, не свойственно детям. Но иногда встречаются такие рисунки. Если рядом не нарисован доктор Айболит, то родителям стоит обратиться к специалистам. Если ребенок до 5 лет рисует гениталии, то это может быть результатом простого интереса ребенка к своему телу. Ведь малыш рисует ручки и ножки, почему бы ему не нарисовать и другие части тела. Но когда половые органы рисует ребенок старше шести лет, то родителям нужно серьезно поговорить с ребенком, возможно ему нужна защита взрослых.

Также при анализе детских картин стоит учитывать и социальный контекст происходящего в обществе. Так, когда первоклассников, живущих при военном положении, попросили нарисовать человека, половина из них нарисовала его в военной форме. Это говорит о том, что дети переносят на рисунок ту атмосферу, в которой живут, то, о чем говорят дома.

Расшифровка рисунков ребенка

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Есть много методик, позволяющих анализировать ребенка на базе рисунка. К примеру, можно попросить нарисовать «несуществующее животное», «человека и человека под дождем», «дом, дерево, человек». Но чаще всего психологи просят нарисовать семью. Инструкции для ребенка просты: использовать карандаши любого цвета и рисовать так, как умеет.

Теперь важно наблюдать, с чего или кого начал рисовать ребенок, этот человек для него самый значимый в семье, и кем закончил. Кого рисовал долго и тщательно, а кого так, мимоходом. После того, как ребенок закончит рисовать, попросите его рассказать или подписать, кого он нарисовал. Если есть для вас непонятные элементы, то уточните, что это. Пусть ребенок расскажет о своем рисунке все, что считает нужным. А потом уже садитесь и анализируйте его работу.

Общее впечатление

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Посмотрите на рисунок, который вы собираетесь проанализировать. Какие чувство он у вас вызывает: позитивные, тревожные, пугающие, противоречивые. Постарайтесь понять, что именно вас смущает в этом рисунке. Скорее всего эта деталь и расскажет вам все о состоянии детской души.

Очень хороший знак, когда рисунок излучает счастье. Скорее всего ребенок хорошо развивается и живет в любящей, благополучной семье. Если рисунок вам не очень нравится, обращайте внимание на детали.

Размер рисунка и его положение на листе

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

В идеале ребенок должен заполнить своими рисунками весь лист бумаги. Но если предметы маленькие или члены семьи расположены с краю, то это может говорить и низкой самооценке ребенка. А вот крупные элементы и смещенные вверх, говорят наоборот, что у ребенка самооценка завышенная. Если рисунок выходит за грани листа, то это говорит о высокой эмоциональности и трудности с самоконтролем.

Манера письма

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Если ребенок, рисуя, сильно заштриховывает элементы, то это говорит об его напряжении. Если штрихи слишком слабые или проведенные в одном и том же месте несколько раз, то это говорит о тревоге и стрессе. Посмотрите на каждого члена семьи, как он изображен. Если кого-то ребенок нарисовал с большим нажимом, или наоборот, очень слабо, то это говорит о том, что с этим членом семьи у ребенка некомфортные отношения, или его что-то пугает.

Цвет детского рисунка

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

В норме дети 5 лет используют около 5-6 активных цветов в своем рисунке. Чем увереннее ребенок себя чувствует, тем больше карандашей он будет задействовать. Об особом состоянии ребенка говорит преобладает одного цвета. Швейцарский психолог Макс Люшер описан наиболее обоснованную и продуманную систему «цвет-состояние». Эта методика используется давно и успешно, но все же не стоит воспринимать интерпретации психолога, как стопроцентный ответ.

Основные значения цветов по Люшеру:

Красный – сила воли, агрессия, активность, возбудимость.
Черный – протест, подавленность, жажда перемен.
Темно-синий – потребность в покое, внутренние переживания.
Зеленый – уверенность, независимость, состояние равновесия, стремление к безопасности.
Фиолетовый – развитая интуиция, фантазия, интеллектуальная и эмоциональная незрелость.
Желтый – эмоциональная свобода, любознательность, оптимизм, позитивный настрой.
Коричневый – физический дискомфорт, неспешность, отрицательные эмоции.
Простой карандаш (рисунок без других цветов) – отстраненность, безразличие, желание закрыться, нежелание выполнять задание.

Во время рисунка можно спросить ребенка, какой цвет ему нравится, почему он выбрал именно этот, какие ощущение он у него вызывает. Возможно ребенок выбрал черный цвет потому что мама и папа ходят на работу в черной одежде, а не потому, что у него проблемы в семье.

Расположение фигур на рисунке

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Для комплексного анализа очень важно, как объекты и персонажи располагаются. Поэтому стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • То, что ребенок нарисовал первым является самым важным для него. Если речь идет о семье, то первым малыш рисует самого главного для него члена семьи.
    Себя ребенок рисует рядом с тем, что или кто ему очень нравится. Если речь идет о родственниках, то рядом с ребенком тот, у кого с ним близкий контакт, а чем дальше человек, тем связь слабее.
  • Если сам ребенок на рисунке отсутствует, то нужно его спросить, где он. Часто дети указывают на какой-то предмет, например, шкаф и говорят, что они в нем.
  • Если на картине есть люди, которые не входят в семью, например, дедушки и бабушки, то это говорит о том, что для ребенка они тоже являются близкими людьми. Если есть на рисунке непонятные персонажи, то попросите ребенка объяснить, кто это.
  • Если какой-то член семьи отсутствует на картинке, значит у ребенка нет с ним эмоционального контакта. Скорее всего есть какая-то напряженная ситуация, но ребенок не может выразить свои чувства.
  • Если члены семьи расположены с расстоянием друг от друга, то это говорит о психологической дистанции внутри семьи. Бывает, что дети рисуют кого-то одного из членов семьи отдельно или ставят между ним и собой какое-то препятствие, например, в виде мебели, это означает, что ребенок не чувствует с этим человеком эмоциональной близости.
  • Изображение каждого члена семьи анализируется отдельно. И все они сравниваются между собой. Значение каждого в семье можно определить по размерам фигур. Обращайте внимание, улыбается ли человек на картинке, один член семьи может вызывать позитивные эмоции, а другой тревогу. Также стоит обратить внимание на части тел у нарисованных людей. Отсутствие или наоборот гиперболизация некоторых деталей может свидетельствовать о наличии серьезных проблем в семье.

Части тела

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Во время тщательного анализа рисунка обратите внимание, как изображены члены семьи, какие части тела ребенок выделяет, а какие, наоборот, упускает или рисует мельком:

Глаза. Первое на что следует обратить внимание при анализе рисунка – это глаза человека. Они затрагивают эмоциональную сферу, возможность выражать радость и печаль. Очень большие глаза говорят о тревоге и подают сигнал о помощи. Очень маленькие глаза, которые выглядят, как щелочки, говорят о запрете на выражение эмоций.
Уши. Человек с большими ушами – это слушатель, который активно реагирует на критику. Небольшие ушки или полное их отсутствие говорят об умении или желании игнорировать критику в свой адрес.
Рот. Эта часть тела отвечает за коммуникацию. Очень большой рот, или черный полностью заштрихованный карандашом, или с зубами, говорит о том, что данный персонаж воздействует вербальной агрессией на ребенка. Если на рисунке у человека нет рта, то это свидетельствует о том, что данный персонаж не имеет возможности высказаться и быть услышанным.
Шея. Данная часть тела выражает взаимосвязь между рациональностью и эмоциями. Если у персонажа ярко выраженная шея на рисунке, то это говорит о том, что он контролирует свою эмоциональную сферу. Если шея длинная и тонкая, то это свидетельствует о невозможности принятия своих эмоций и уход в их отрицание. Короткая и толстая шея говорит об отсутствии внутреннего противоречия.
Руки. Детские руки расскажут о возможности установить контакт с родителями. А руки взрослых людей говорят о способе взаимодействия с миром. Большие и длинные руки – это символ могущества. Если руки сжаты в кулаки или на них есть острые ногти – то персонаж выражает агрессию.
Ноги. Они являются опорой человека в реальном мире. Мысленно проведите линию от ног первого человека на рисунке до последнего, как будто вы рисуете линию пола. Все персонажи, которые зависли в воздухе, и в реальности по мнению ребенка не имеют опоры. Иногда дети рисуют землю или пол под ногами героев, это говорит о явном желании быть здесь и сейчас.

Дополнительные элементы на рисунках

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Чаще всего, когда вы просите нарисовать ребенка семью, то на листе бумаге появляются еще и солнце, домик, животные. Для них также у психологов существует интерпретация. Но прежде чем давать им категоричную оценку, нужно учитывать и сюжет рисунка:

  • Солнышко или лампа – стремление малыша к теплой атмосфере в семье.
  • Бытовые предметы (посуда, ковер, компьютер) – эти вещи важны для ребенка в доме.
  • Питомец или любимая игрушка – ребенок ищет дополнительный источник поддержки, в семье могут быть проблемы с общением и доверием.
  • Тучи или облака – говорят о негативных эмоциях у ребенка.
  • Дом вместо семьи – нежелание выполнять поставленную задачу, ребенок не ощущает себя членом семьи.

Тема сексуального насилия в детских рисунках

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Эти травматические события дети не могут выразить словами. Тогда на помощь им приходят рисунки. На что стоит обратить внимание родителям в первую очередь при изучении рисунка семьи:

  • Кому-то или всем членам семьи ребенок дорисовал половые органы.
  • Кто-то, как правило, это мужчина, изображен в виде монстра.
  • Если детям когда-то запретили рисовать половые органы, то они могут изображать в промежности оружие, например, мечи, ножи, кинжалы.
  • Изображение полового члена.
  • Явный акцент на зоне паха, например, перечеркивание или сильная штриховка.
  • Ребенок нарисовал предметы, которые его пугают, но говорить он об этом не хочет, закрывается.
  • Если у вас возникли хотя бы малейшие подозрения о возможном травматичном опыте ребенка, обратитесь за консультацией к специалисту. Сохраните этот рисунок и покажите его психологу, возможно ваши опасения беспочвенны. В ином случае специалист доступно объяснит вам, какие дальше шаги предпринять.

Тема смерти в детских рисунках

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

В 5 лет ребенок уже начинает задумываться на тему смерти. Это вполне нормально. Особенно, если в этой семье произошла гибель кого-то из знакомых людей.
Если ребенок нарисовал чью-то или свою смерть, это означает, что он пытается вам сообщить о травмирующем событии, он хочет обсудить с вами тему смерти. Не нужно бояться разговоров о смерти с ребенком. Вы должны говорить спокойным голосом, объясните ребенку, что такое жизнь после смерти, со своей точки зрения, придерживайтесь тех догматов, в которые верите вы, тогда и ребенок переймет у вас это спокойствие.

Рекомендации психолога

Детские рисунки: что сюжеты могут рассказать о психологическом состоянии ребёнка?

Когда вы рассматриваете детские рисунки, обращайте внимание на:

Возраст ребенка. До 4 лет анализировать рисунки нет никакого смысла. Но важно следить, как развиваются со временем детские рисунки и соответствуют ли они возрасту малыша.
Учитывайте контекст и сюжет рисунка. Возможно ребенок временно находится под впечатлением от увиденного или у него есть какая-то поставленная задача.
Сравнивайте рисунки. Если какие-то элементы бросаются вам в глаза в каждом рисунке, на это стоит обратить внимание. Эти детали дадут вам подсказку, в каком направлении искать проблему.
Обращайте внимание на выбранные цвета, постоянные стирания, силу нажатия. Такие моменты расскажут о тревожности, агрессии, эмоциональном состоянии малыш.
Не упускайте мелких деталей. Кулаки, зубы, ногти — явные признаки агрессивных проявлений. Если вам кажется, что ваш ребенок рисует что-то не то, обратитесь к детскому психологу.

Детский рисунок – это, в первую очередь, просто рисунок. Анализировать его можно, только если была проведена определенная работа с малышом: ему дали конкретное задание по рисунку, вы видели, как и что он рисует, провели с ним беседу и получили ответы. Только комплекс этих действий позволит подсмотреть внутреннее состояние ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *