Как сдружить детей в коллективе
Приветствую вас, читатели моего блога! Сегодня тема моей статьи – игры на сплочение для детей. Начнем разговор со значения игры.
Игра в жизни человека – наряду с обучением и трудом считается основным видом деятельности. В жизни дошкольника и младшего школьника игра имеет первостепенное значение. Выступая то в одной, то в другой роли в разных играх, ребенок окунается в разные ситуации, которые дают ему определенный опыт социального поведения. В этой статье будет рассмотрена группа игр, направленных на сплочение детского коллектива.
Содержание
Характеристика игр на сплочение
Что делает игра:
- Сплочает детей в коллективе (в летнем лагере, в детском саду, в классе), особенно, если нет разделения на команды, а есть одна общая цель, которую можно достигнуть лишь двигаясь вместе.
- Обучает вести себя в коллективе, добиваться результата совместными усилиями, развивает умение работать в команде и при этом не скандалить.
- Учит проявлять лидерские качества, организовывать, командовать, управлять, подчиняться, выполнять, решать конфликты. Все эти навыки пригодятся и во взрослой жизни
Наиболее важна для детей в 7 лет, а затем в 12 лет коммуникативная функция игры, так как она помогает войти им в сложные для них периоды в новые взаимоотношения в коллективах. Сначала это – поступление в школу, а затем, сложный подростковый период, когда формируются и закрепляются личностные качества ребенка.
Педагог или вожатые, родители, следя за игрой и анализируя поведение детей могут с легкостью выявить степень развитости у них интеллектуальных, лидерских, творческих качеств и эмоциональных проявлений.
Педагоги указывают на терапевтический эффект использования игры в детских коллективах. Игра на сплочение обладает высоким уровнем терапевтического воздействия на агрессивных, стеснительных, замкнутых детей. Она ставит детей с проблемами в воспитании в реальные взаимоотношения сотрудничества и свободы, вместо отношений принуждения. Это приносит положительные результаты, как для каждого члена группы, так и для самого коллектива.
Задачи тренингов на сплочение коллектива
Тренинги на сплочение проводятся в сообществах подросткового и более старшего возраста. Они, как и игры имеют определенные цели:
- Формирование неформальных, дружеских взаимоотношений между членами сообщества;
- Формирование умений работать всем вместе, не делясь на обособленные группы;
- Создание оптимального психологического и эмоционального климата в группе.
Проводить тренинги можно в разных форматах:
- В виде спортивных соревнований;
- В виде интеллектуальных игр;
- Общих творческих дел;
- Коллективных поездок.
Во время тренинга проводятся разного рода тестирования анонимного характера. В них подросткам предлагается оценить параметры эмоциональной и психологической атмосферы среди членов команды. Психолог оценивает уровень сплоченности коллектива и по наблюдениям за членами сообщества, по проявлению ими таких качеств как дружелюбие, стремление прийти на помощь, способность жертвовать своими интересами ради интересов общего дела и т.д. Проводя анализ своих наблюдений и результатов тестирования, он создает определенную картину уровня сплоченности конкретной группы детей на данном отрезке времени. Это позволяет педагогу наметить дальнейшие шаги по формированию сплоченности детей. Что ожидается в результате грамотно проводимой работы педагога?
- Оптимизация отношений между детьми в группе;
- Опыт умения действовать сообща;
- Способность находить правильный выход из конфликтных ситуаций внутри группы;
- Доброжелательное отношение друг к другу;
- Умение согласовывать свои действия с другими членами группы.
Результаты развития сплоченности с помощью игр и тренингов
Сплоченность имеет несколько уровней развития. Оптимальным считается такой уровень, при котором все члены группы хотят оставаться в ней, чувствуя себя в ней комфортно.
- На первой стадии идет адаптация членов группы, знакомство друг с другом. На этом этапе практически нет межличностных взаимоотношений, за исключением тех, которые были перенесены из других коллективов;
- На второй стадии идет разделение на группы по два или три человека. Сплоченность не распространяется на всю группу;
- На третьей стадии в группе прослеживается явная или скрытая борьба за лидерство. Этот период без грамотной работы педагога может закончиться расколом еще не сформировавшегося сообщества на несколько групп, враждебно настроенных друг против друга. Если в группе наметился один лидер, то общей сплоченности вокруг него может и не быть. Останутся те, кто или не допускается во вновь организованное сообщество, или те, кто сами не хотят в нем состоять.
- На четвертой стадии, при поддержке и правильном направлении хода событий, сможет сформироваться коллектив, где проявляются его характерные признаки: сплоченность, общность интересов, взаимопомощь, высокая степень привлекательности его неформальной структуры.
Примеры игр и тренингов на сплочение
Солнце
Это игра-тренинг для детей младшего школьного возраста и подростков. Для педагога это игра является инструментом социометрии отношений в группе в период адаптации и знакомства их друг с другом.
Выбирается один из детей (можно по желанию) и ставится в круг. Остальные играющие становятся к нему на том расстоянии, на котором они считают нужным. Открыв глаза, водящий должен расставить их так, как сам этого желает. Педагог должен зафиксировать первую и вторую картину, которая является показателем отношений между водящим и остальными ребятами в группе. Те же действия повторяются в отношении других водящих.
Такую игру рекомендуется проводить в первый этап формирования детского коллектива и его сплоченности.
Меня выбрали!
Эту игру- тренинг рекомендуется проводить, когда работа по сплоченности достигает оптимального уровня. Она является индикатором отношений в группе, с помощью которой педагог сможет провести определенную корректирующую работу.
Участники тренинга встают в круг лицом друг к другу. Сначала дается команда смотреть вниз на свои ноги. Затем по команде: « Смотри!», все поднимают головы и смотрят на того, кто им больше всего импонирует. Если встретились два взгляда, то оба участника кричат – « Ура! Меня выбрали!», и пара выходит из игры. Таких пар может быть несколько. Играют до тех пор, пока все пары не закончатся. Возможен вариант, когда участники не захотят выбирать оставшихся в игре, тогда стоит прекратить игру, чтобы не произошел конфликт между играющими.
Тропинка
На земле или песке рисуют извилистую тропинку. Одному ребенку завязывают глаза. Задача остальных детей — указывать ему путь так, чтобы он прошел тропинку от начала до конца ни разу не оступившись.
Болото
На небольшом расстоянии друг от друга рисуются 4-5 «островков». Вначале самый большой, каждый последующий немного меньше, дети должны переходить с острова на остров, не выходя за линии. Причем сначала все должны собраться на островке, и лишь затем перепрыгивать на другой островок.
Слепой паровозик
Паровозик из 3-х человек с закрытыми глазами у 2-х первых. , Задача – дойти до определенного предмета, при этом не разговаривая. Если это слишком легко, то паровозик удлиняется, главное, что с открытыми глазами должен быть только последний «вагон».
Минное поле
Рисуют большой квадрат, у одного из ребят есть карта минного поля. Ребята передвигаются колонной. Задача ведущего – провести колонну без потерь. Если человек встал на мину, ведущий хлопает. Человек встает в конец колонны либо выбывает.
В заключение
Бесспорно, что игры на сплочение должны быть в арсенале каждого педагога, занимающегося с детьми в разных детских коллективах. Это необходимо, прежде всего, детям, чтобы им было интересно среди сверстников. Чтобы каждый ребенок чувствовал свою значимость в коллективе и хотел бы быть в нем каждый день. Это необходимо и для педагога, так как такие мероприятия помогают ему узнать о каждом из детей много нового, что не проявляется в формате учебного процесса. Мне будет приятно узнать, если эта статья принесла пользу Вам, читатели моего блога. Пишите отзывы.
Именно поэтому важно водить ребенка в садик и кружки, там ребенок начинает учиться дружить с коллективом. Хорошие игры на свежем воздухе.