Открыть меню

Как наказать ребенка за плохое поведение без обид и мести

Лого
img

Как наказать ребенка за плохое поведение? Нужно ли наказывать вообще и чем отличается наказание справедливое от подавления личности? Вот такие сложные вопросы хочу с вами обсудить.

В супермаркетах часто можно встретить уставшую мать с ребенком, которое бьется в истерике и чего-то требует, на что женщина громко велит ему успокоиться и шлепает в наказание за плохое поведение. Сторонний наблюдатель поймет, что ребенок не получил желаемое и расстроился, а его мама испытывает неловкость и раздражение из-за этой сцены посреди людного места.

как наказать ребенка за плохое поведение

Если подойти и задать женщине простой вопрос «Зачем вы ругаете и наказываете ребенка?», то она начнет отвечать на вопрос «Почему?» и непременно расскажет, что он плохо себя ведет, капризничает, закатывает истерики и не слушается. Тогда придется повторить вопрос и спросить «Для чего вы ругаете и наказываете своего ребенка?», но она все равно не сможет на него ответить.

Это в корень неверная политика. Наказывать ребенка просто потому, что вам не нравится, как он себя ведет, неправильно. Важно понимать, что наказание должно положительно повлиять на ребенка и дать ему полезный для жизни опыт. В противном случае это не приводит ни к чему, кроме разлада отношений между родителем и ребенком, потому что ребенок чувствует несправедливость и обиду.

Фредерик Перлз написал книгу под названием «Внутри и вне помойного ведра», в которой он сравнил психотерапевта с ведром, в которое клиент выливает свои эмоциональные отходы в результате жизнедеятельности. Беда заключается в том, что родители очень часто используют собственных детей схожим образом. Они срывают обиду, раздражение и злость через несправедливые наказания.

Невозможно нарушить неустановленные правила

Василий устроился на работу в офис. Его рабочий день начинался в 9:00 и заканчивался в 18:00. Какое-то время он был пунктуален и безукоризненно следовал установленным правилам, но однажды вышло так, что он опоздал и пришел на 20 минут позже обычного. Тогда-то Василию и стало ясно, что его отсутствие ни на что не повлияло и производственный процесс не остановился. Более того, его даже никто не искал.

Решив, что лишние 20 минут утром никогда лишними не бывают, Василий начал опаздывать регулярно. И все было хорошо, пока он не столкнулся в коридоре с руководителем.
— В котором часу вы должны быть на работе? — спросил он.
— В 9:00.
— А сейчас сколько?
— Сейчас 9:26.
— Я штрафую вас за опоздание и отнимаю 15% вашей месячной заработной платы.

Справедливо ли поступил начальник? Разумеется, нет! Он был не прав, ведь Василий никогда прежде не слышал условия о штрафе в случае опоздания. В противном случае мужчина не стал бы регулярно опаздывать. С таким же успехом начальник мог придраться к тому, что не соблюден дресс-код, которого до этого дня не существовало. Василий предпочел сменить работу и, соответственно, руководителя.

На этом примере, где действующими лицами выступают взрослые люди, очень явно показано, как часто родители наказывают своих детей за то, о чем они раньше не договаривались. Нельзя нарушить неустановленные правила. К сожалению, ребенок не может сменить родителей, которые ведут себя неправильно, поэтому им остается только переживать подобные ситуации, злиться и обижаться. После таких эмоций очень сложно ожидать от ребенка хорошего отношения и уважения.

Лучший способ регламентировать поведение ребенка — это установление правил

Итак, мы выяснили, что плохое поведение ребенка — это нормально в силу тех или иных причин. Ребенок попросту не понимает, почему его поведение трактуется как хорошее или плохое. У него нет стремления поступать плохо и обратить жизнь родителей в ад.

Зачастую поведение ребенка оправдано возрастными изменениями и кризисами. Случается и так, что даже сами родители не понимают, по какой причине наказывают своих детей.

Важно понимать, что ребенок не может и не обязан всегда, во всех аспектах нравиться своим родителям. Для того, чтобы правильно воспитывать его и создать наиболее комфортную обстановку дома, необходимо установить правила. Очень важно завоевать внимание ребенка и для этого необходимо аргументировать все, что вы говорите.

Дети нарушают правила по одной простой причине: они не понимают, для чего им нужны эти правила, а ведь они, в первую очередь, должны защищать интересы ребенка и приносить ему практическую пользу. Родитель обязан донести до своего чада эту мысль.

Как правильно объяснить необходимость наличия правил?

1. «Сейчас ты живешь в моем доме, поэтому я устанавливаю правила, которые будут тут действовать. Когда ты вырастешь, у тебя будет свой дом и в нем уже ты будешь устанавливать правила, а я, находясь у тебя в гостях, буду им следовать».
2. «Перед тем, как принять решение и правило, которое тебя касается, я обязательно обсужу его с тобой и постараюсь принять во внимание твое мнение, но конечное решение буду принимать все же я».
3. «Правила, которые я предлагаю, могут быть для тебя неудобными, но я обещаю, что пройдет время и ты поймешь, что эти правила созданы для того, чтобы в будущем тебе было хорошо».

Не забывайте о дружественном и разъяснительном тоне. В противном случае, если вы будете приказывать и давить, ребенок воспримет это как угрозу и не станет слушаться. Обязательно объясните, зачем существует каждое правило из перечня и какую пользу оно принесет.

Наказание — неотъемлемая часть воспитательного процесса

Наказание за нарушенное правило должно быть обговорено заранее, а не придумано по ходу действия. Важно соблюдать установленные договоренности, то есть и правила, и наказания, иначе ребенок не воспримет вас всерьез.

Перед тем, как наказывать ребенка, необходимо задать ему следующие три вопроса:
1. «Понимаешь ли ты, что сейчас нарушаешь правило? Какое из правил ты нарушаешь?»
2. «Понимаешь ли ты, почему важно соблюдать это правило?»
3. «А помнишь ли ты о наказании?»

На каждый из этих вопросов ребенок должен ответить. Это воспитывает в нем умение отвечать за собственные поступки, что крайне полезно.

Наказание — это обязательный, неотъемлемый элемент воспитательного процесса. Нельзя научить ребенка чему-либо без него. Никто бы не соблюдал правила дорожного движения, если бы за это не выписывали штрафы. Зачем ребенку следовать зачастую непонятным, неприятным и сложным правилам, если за их нарушение ничего не будет?

Но стоит четко уяснить, что наказание призвано скорректировать поведение ребенка и принести ему пользу. Это не способ сорвать злость и отвести душу для родителя, а часть воспитательного процесса. После наказания ребенок должен чувствовать себя расстроенным, но никак не униженным и оскорбленным. В противном случае это не наказание, а неоправданная жестокость, которая на корню уничтожит доверие и впоследствии его никак не восстановить.

А как вы практикуете наказания в своей семье и практикуете ли вообще или вам удается мирно и с первого раза договориться с ребенком?

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом и наработками. До встречи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Блог Елены Селивановой · Политика конфиденциальности.
Копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог - запрещено! Информация, данная на сайте, носит рекомендательный характер и перед ее применением рекомендуется проконсультироваться с вашим врачом.
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru