Открыть меню

Страх неудачи или как не упустить возможности

Лого
img

Добрый день. Все еще мечтаете создать свой блог или организовать бизнес, но что-то мешает. Страх, лень, отсутствие мотивации, знаний? О лени и отсутствии мотивации, знаний мы уже говорили, а сегодня хочу поднять тему — страх неудачи и как с ним бороться.

Мечты или реальные возможности

страх неудачи и как с ним бороться

Жизнь любого человека состоит из огромного количества возможностей – было бы только желание ими воспользоваться. А желание есть, и практически у каждого: каждый человек мечтает стать выдающейся и заметной фигурой в той или иной сфере. К сожалению, до своей мечты доходят единицы по той причине, практически каждый человек игнорирует возможности и пути, вызывающие у него страх неудачи.

Разумеется, этот психологический барьер нуждается в объяснении. Больше всего в своей жизни человек боится неизвестности – справиться же с врагом, о котором вы знаете абсолютно все, будет достаточно просто. В конце концов, как писал Джеймс Аллен: the human will – that force unseen (что в адекватном переводе значит, что человеческое желание является невиданной силой). Если вы хотите побороть страх неудачи – этот материал расскажет, как начать борьбу.

Как работает страх поражения: психология

Для начала следует понять, по какому принципу работает страх неудачи. И разобрать это можно на примере абстрактного человека, подверженного этому страху.

Представьте себе среднего офисного работника, со средним доходом, ипотекой за квартиру, в целом не слишком веселой жизнью – и массой возможностей, которые он может осуществить благодаря своим личным качествам, приложив некоторое количество усилий. Стоит начать с того, что он может просто пойти на повышение – он имеет все необходимое для этого – но он не хочет, так как более высокая должность ведет к более высокой ответственности. Он может бросить не слишком высоко оплачиваемую работу, чтобы перейти в конкурирующую фирму, увеличив тем самым свой доход в полтора раза – но боится писать резюме и делать такие шаги, так как не уверен, что сможет удержаться на новом месте. Он может открыть свой бизнес – но боится неудач, которые пошатнут его и без того не радужное материальное благосостояние.

Поэтому наш офисный работник продолжает отдавать ежемесячно половину зарплаты в оплату ипотеки, четвертый год проводя отпуск без выезда за черту города, и терпеть не самые удобные для себя условия, находясь в зоне психологического комфорта. Здесь офисный работник уверен в себе, имеет стабильный доход и не сомневается в уровне своего авторитета среди коллег. Прерогативой его существования является пословица про синицу в руке – хотя до журавля в небе рукой подать.

По какой же причине офисный работник не может изменить свою жизнь к лучшему? Об этом феномене в своей книге Mindset пишет Кэрол Двек.

Установка на данность (фиксированное сознание)

Виной этому нежеланию покидать ставшее родным не самое перспективное место является фиксированное сознание (или, иными словами, установка на данность). Что это такое и откуда оно берется?

Суть фиксированного сознания заключается в некой доле фатализма. Человек, живущей по установке на данность, искренне полагает, что люди не меняются, а все человеческие таланты, умения и выдающиеся навыки – это врожденное состояние, своего рода гениальность. Или, как принято говорить, ТАЛАНТ. Как правило, такие люди являются работниками узкой специализации (или имеют ограниченный круг интересов). В своей теме они действительно умнее многих, знают об этом все и практически не знают себе равных. В своем ограниченном круге интересов они являются непререкаемыми авторитетами, и их мнение, как правило, оказывается единственно верным (либо – максимально рациональным).

Такие люди любят считать себя лучшими – но, из-за скудости познаний о том, что находится вне круга их интересов, вне специфики занимаемых ими должностей – они могут быть лучшими только там, где они уже достигли вершины. Иными словами, описанный в предыдущем разделе офисный работник не развивается – он не считает нужным к чему-то стремиться.

Отсюда возникает страх неудачи. Человек с фиксированным сознанием больше всего боится, что его авторитет будет смещен с пьедестала почета. Он боится неудач, поскольку боится осуждения, боится собственной слабости, не желает чувствовать себя дураком. При этом он не понимает, что ошибки и неудачи – это неотъемлемая часть жизни любого человека, из них складывается жизненный опыт. Убедить его изменить свое мнение – крайне трудная задача, и чем старше носитель фиксированного сознания, тем меньше шансов вернуть ему стремление развиваться.

Методы борьбы со страхом неудачи

К счастью, существуют адекватные методы борьбы со страхом потерпеть неудачу. Все они доступно описаны в вышеупомянутой книге в авторстве Кэрол Двек, и здесь будут приведены лишь самые основные моменты. Итак, как преодолеть страх неудачи.

Установка на рост

Установка на рост (гибкое сознание) – это антипод фиксированного  сознания. Такой человек считает, что нет недостижимых высот, что пределом человеческих возможностей является предел его фактических стремлений и затрачиваемых усилий. Если бы наш офисный работник имел установку на рост вместо установки на данность – он бы потратил месяц на сбор необходимой информации, сопоставил риски и возможную прибыль, сделал бы очередной шаг в сторону лучшей жизни. А дальше – все зависело бы только от него. Как правило, такие люди не склонны сдаваться и падать духом после очередной ошибки.

Гибкое сознание позволяет забыть об иррациональной боязни опозориться перед людьми, поглощенными в свои собственные дела и заботы. Гибкому сознанию не требуется подтверждение собственной значимости в виде кубков, медалей или портрета на стенде лучших работников месяца. Установка на рост – это лучший способ саморазвития, позволяющий набираться опыта на своих ошибках и улучшать имеющиеся условия в своих интересах, в то время как установка на данность – лишь стагнация личности (застой личностного роста человека) в относительно комфортных для нее условиях.

Поощрение за старания

Одна из причин, по которой установка на данность в странах бывшего СССР гораздо сильнее установки на рост – это наша социальная сфера. Дети привыкли, что их хвалят за пятерки и ругают за двойки – и это научило их самой грубой форме оценочного мышления, первоисточнику страха неудач. Студенты привыкли, что охрипший профессор не повторяет на лекциях то, что они не успели записать – и это отбивает желание переспрашивать. Солдаты срочной службы и молодые офицеры давно научены необходимости полного отсутствия инициативы: чем больше предлагаешь, тем больше с тебя спрос. Также армия учит слепому подчинению авторитетному мнению людей без критической оценки его содержания – в общевойсковом уставе даже имеется правило о том, что приказ командира может быть оспорен только после его выполнения.

Людей с младых ногтей учили и продолжают учить оценочному суждению. У тебя в дневнике тройка – значит, ты глупый. Если там стоят пятерки – то ты молодец. Дети стремятся учиться на пятерки не ради собственного развития, а просто для того, чтобы родители их не ругали. Простая подмена понятий извращает всю суть школьного образования.

И так продолжается всю жизнь – в полосках и звездочках на погонах, в кубках и медалях за участие в разных конкурсах, в цифрах профессионального разряда. Жизнь людей, носящих тяжкое бремя фиксированного сознания – это бесконечная борьба за бесполезные фенечки, подчеркивающие их авторитет, вместо борьбы за действительно важные для авторитета качества. В итоге мы имеем не одно и даже не два поколения людей, которые умны, потому что у них стоят пятерки, звание полковника и медаль за победу в конкурсе «Лучший сантехник Соликамска за 1989 год». Некоторые из них умны, поскольку путь к этим заслугам все-таки заставляет развиваться. Некоторые – нет, поскольку не считают людей без пятерок в дневнике, с маленькими звездами на погонах и без заставленного наградами стеллажа достойными внимания и уважения собеседниками (хоть те зачастую и не уступают им в уровне интеллектуального развития).

Поэтому старайтесь идти против навязанной системы поощрений. Хвалите и поощряйте и сами себя, и своих близких за приложенные усилия – а не за полученный результат. В особенности это относится к детям.

Изменение понятия неудачи

Наконец, можно для самого себя изменить понимание слова «неудача». Либо – вовсе вычеркнуть его из лексикона, поскольку оно не отражает истинной сути вещей. По этому поводу очень грамотно и эффектно высказался тренер и видеоблоггер Ярослав Брин – в деятельности нет места фактору везения; если что-то получилось – это не везение и не удача, это результат деятельности и упорного труда. Под неудачей же следует понимать недостаток мотивации, недостаток желания, стремления и затраченных на достижение конкретной цели сил.
По этой причине любая неудача, в конечном итоге, является поводом для работы над собой и приобретаемым жизненным опытом (из разряда «как делать не следует»). Силен не тот, кто никогда не падает – а тот, кто находит в себе силы встать.

Как дать установку на рост ребенку

Родительская брань из-за двойки или чрезмерный акцент на пятерке в дневнике – это основная причина возникновения страха неудачи во взрослом возрасте, хотя двойка – это всего лишь показатель того, что ребенку необходимо уделить некоторое время проработке конкретной изучаемой дисциплины или того, что преподаватель не интересно преподносит предмет, но об этом поговорим в следующий раз. Сегодня мы пытаемся сделать акцент не на внешних факторах.

Но и похвала за пятерку сказывается негативно, если был акцент именно на результате как оценке. Ребенок стремится получать одни пятерки и по жизни в дальнейшем берет только посильные ему задания, за которые он обязательно «получит пятерку». Таким образом, он не берется за открытие бизнеса, потому что боится провала и двойки (осуждения) от окружающих. Почему мы часто слышим о том, что миллионер или директор крупной компании был в школе двоечником и даже бросил ВУЗ. Потому что у него нет страха получить двойку или осуждение от кого-то. А энергия есть, есть идеи, как и у отличника. Но разница в том, что он пробует их воплотить в жизнь, ему нечего терять, он уже был «на дне», а отличник только мечтает.

Так, что же делать с ребенком: хвалить или нет? Однозначно хвалить, но хвалить за старание, за полученный опыт, за умение управлять собой. Это не значит, что если ребенок будет хвастаться полученной пятеркой, то его не нужно хвалить. Нужно! Просто делать правильный акцент, не на факт пятерки или двойки, а на процесс, который предшествовал.

Рекомендую также статьи:

Необходимое послесловие

Таким образом, страх перед неудачами является иррациональным. Неудача не поставит крест на том, кто ошибся – не ошибается только тот, кто ничего не делает. Неудача – повод не для переживаний и жалости к себе, смешанной с паранойей по поводу реакции окружающих, а показатель, говорящий о необходимости дальнейшего развития. Неудача – это всего лишь недостаток знаний, опыта, мотивации и уровня приложенных усилий, и все это исправимо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Блог Елены Селивановой · Политика конфиденциальности.
Копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог - запрещено! Информация, данная на сайте, носит рекомендательный характер и перед ее применением рекомендуется проконсультироваться с вашим врачом.
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru