Открыть меню

Как приучить ребенка к дисциплине без наказаний

Лого
img

Добрый день, мамы и папы. Хочу поделиться с вами величайшей идеей из книги «Дисциплина без драм». Эта книга не просто размышления на тему, а основа на научных исследованиях в нейробиологии, работе мозга. Авторы книги — специалисты по нейропсихиатрии  Дэниел Сигел и Тина Брайсон убеждены: когда мы призываем детей к порядку, наша задача – не запрещать и наказывать, а научить их. Научить контролировать свои порывы, справляться с гневом и другими сильными негативными чувствами, учитывать последствия их поступков для окружающих. Сегодня я кратко изложу суть книги, идею того как приучить ребенка к дисциплине, а точнее развить в нем понимание что можно делать, а что не будет приветствоваться обществом.

Каким бывает воспитание?

Воспитание детей всегда было актуальной задачей любого общества. До недавних времен, вплоть до поколения наших бабушек и дедушек, считалось, что главное в воспитании – это строгость. Строгость выражалась и в том, что дети вынуждены были жить по расписанным до минут распорядкам дня, и в том, что за малейший проступок они подвергались наказанию – оказывались под домашним арестом, лишались сладкого на ужин, а то и вовсе наказывались ремнем, – и в том, что зачастую между родителями и ребенком не было близкого эмоционального контакта.

На смену строгости пришло понятие едва ли не вседозволенности: стало принято считать, что каждый ребенок – это свободная личность, которая имеет полное право вести себя в соответствии со своими особенностями.
И, наконец, последнее, самое инновационное, самое современное мнение специалистов-педиатров и психологов: воспитание ребенка должно проходить осознанно в зависимости от особенностей развития мозга каждого конкретного ребенка.

Что такое дисциплина?

Раньше считалось, что дисциплина – это, прежде всего, наказание за совершенные проступки. Но если обратиться этимологии самого слова «дисциплина», можно выяснить: оно происходит от латинского «discipulus», что значит «студент, ученик». Таким образом, дисциплина – это обучение, привитие знаний, а дисциплинировать – это значит обучать, а не наказывать.

Многие родители переживают: неужели воспитание ребенка может обходиться без наказаний? Разве не станет ребенок непослушным и избалованным, если время от времени не ставить его в угол и не лишать сладостей? Разве это не внушит ему, что он может делать что угодно и ему все сойдет с рук?

Но задумайтесь сами: наказание – это всегда краткосрочный эффект для ребенка, подпитанный страхами и, зачастую, непониманием, за что именно его наказывают. Почему то, что он сделал, плохо?

Настоящая цель любого родителя – это научить ребенка контролировать себя, помочь ему сформировать внутренние ориентиры, чтобы без страха наказаний и без родительского авторитета рядом он всегда четко знал, что делать можно, а что нельзя, и чтобы он мог самостоятельно принимать решения.

Для такого «безнаказательного» воспитания очень важен эмоциональный контакт ребенка и родителя. Зачем же он нужен? Попробуем понять. Для этого вспомним основные особенности человеческого мозга. Всего их три. Остановимся на каждой поподробнее.

Лев Толстой о воспитании детей мудрое высказывание «Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым. Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

Мозг состоит из двух частей

Условно человеческий мозг можно разделить на две части: нижний и верхний. Нижний мозг (а еще его называют низшим, древним или примитивным) – это базис, с которым человек появляется на свет. Нижний мозг отлично развит еще с рождения, и отвечает он за простые сильные эмоции и инстинкты. То есть, если ваш маленький ребенок, раскапризничавшись, падает на пол посреди торгового зала магазина и начинает рыдать, или бросается в вас игрушками, или бьет вас, то это работает его примитивный мозг.

Верхний (высший) мозг – это та часть, которая отвечает за осознанные действия и решения, за самоконтроль, эмпатию и другие вещи, которые не рождаются вместе с человеком, и которые необходимо развивать. Полностью высший мозг формируется только к двадцати пяти годам. А пока у ребенка нет внутренних границ, ему необходимы внешние границы, и границы эти должен выстраивать для него именно родитель.

Таким образом, взрослые – это своеобразный высший мозг для своих маленьких детей. Именно родители должны ставить для ребенка допустимые рамки, объяснять ему нормы и принципы морали и социализировать его в обществе. К сожалению, мы нередко забываем, что наши дети, в силу таких вот биологических особенностей, еще не способны делать то, что мы от них зачастую требуем. Пожалуйста, помните об этом.

Мозг меняется с течением времени

Да, в самом прямом, физическом смысле. Мозг меняется со временем в зимисимости от жизненных обстоятельств и того опыта – положительного или отрицательного, – который получает человек. Дело в том, что при получении любого опыта в мозге активизируются определенные нейроны, между ними возникают связи, и чем сильнее и чаще какой-то опыт, тем прочнее эти нейронные связи. Связь может быть и положительной, и отрицательной. То есть, например, каждый раз, когда ребенок подвергается наказанию за какой-то проступок, в его мозгу появляется и крепнет отрицательная нейронная связь. Задумайтесь об этом.

Мозг очень сложно устроен

Без преувеличений, головной мозг – самый сложный орган человеческого тела. В нем огромное количество отделов, и нейронных связей, и одновременно происходят тысячи, миллионы различных реакций и процессов. Когда ребенок капризничает – работает его нижний мозг, простой, примитивный. Если в этот момент вы выскажете агрессию, будете ругаться и угрожать наказанием – нижний мозг включит инстинктивную функцию защиты. Вместо этого наша задача успокоить нижний мозг. Именно для этого и нужен эмоциональный контакт.

Эмоциональный контакт – это прикосновение, поглаживание, объятия, непосредственная физическая близость родителя и ребенка. Психологи также советуют посадить ребенка так, чтобы уровень его глаз был выше уровня глаз взрослого человека. В такой момент ребенку особенно важно чувствовать, что его слышат, понимают, поддерживают, а самое главное – любят. Именно тогда нижний мозг успокаивается, и появляется возможность начать работу с верхним, высшим.

Зачастую родители задаются вопросом: а не избалуют ли они своего ребенка, если каждый раз в момент непослушания будут идти с ребенком на близкий эмоциональный контакт? Ведь раньше считалось, что даже лишний раз брать ребенка на руки и то очень вредно. На самом деле, такое мнение – это пережиток прошлого. Близкий эмоциональный и физический контакт не только совершенно безвреден для ребенка, но и необходим.

Избаловать ребенка можно, потакая всем его прихотям, задаривая подарками или оставляя без внимания его шалости, но избаловать вниманием и любовью невозможно. Кроме того, только так, не отдаляясь от своего ребенка, идя с ним на контакт, разговаривая с ним, показывая, что вы его любите всегда, в любой ситуации, вы сможете воспитать уверенную в себе, эмоционально уравновешенную и социально подготовленную взрослую личность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Блог Елены Селивановой · Политика конфиденциальности.
Копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог - запрещено! Информация, данная на сайте, носит рекомендательный характер и перед ее применением рекомендуется проконсультироваться с вашим врачом.
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru