Как не волноваться при разговоре с начальством, при знакомстве или на публике

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! В сегодняшней статье хочу рассказать вам, как не волноваться при разговоре. Волнение является нормальной реакцией организма. Но для одних людей она является стимулом показать себя, а в других – забиться в угол и страдать. Как же от этого негатива избавиться?

Отвечу так: всё возможно и, как поётся в песне, «всё в твоих руках». Умение общаться не является природным даром для избранных, а приобретается каждым человеком индивидуально.

Исходные данные

как не волноваться при разговоре

Несмотря на то, что  жизненные условия буквально заставляют человека контактировать с социальным окружением (ясли, детсад, школа, ВУЗ, работа и т. д.), для многих из нас именно общение с людьми  и создаёт неимоверные проблемы.
Активность человека определяется степенью интенсивности его взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной. Ещё с античных времён темперамент человека связывался с  врождёнными физиологическими особенностями каждого человеческого организма. В 5 веке до н. э. Великий Гиппократ определил (якобы наличием той жидкости, которая преобладает в организме) четыре типа темперамента людей. В переводе с греческого языка это:

  • холерик (желчь) – Импульсивный, очень подвижный и энергичный человек, по природе общительны, легко идут на контакт. При этом, обожают лидировать и быть везде первыми.
  • сангвиник (кровь) – жизнерадостный, довольно общителен, легко идет на контакт.  Этот тип темперамента самый общительный и компанейский из всех. Сангвинику легко знакомиться и находить общий язык с новыми людьми. Он любит быть в центре внимания. У него всегда много приятелей и знакомых, а близких друзей, как правило, — мало.
  • флегматик (слизь) – всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Этот тип людей бескомпромиссный; прагматичный, избирательно общительный и  не любит попусту болтать.
  • меланхолик (чёрная желчь) – грустный и ранимый, нерешителен, замкнут и не общителен.  Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. Они сторонятся других людей и первыми не идут на контакт. Больше всего их интересует собственный мир, чем взаимоотношения с соседями и коллегами. Друзей у меланхоликов очень мало, но они очень важны для необщительных пессимистов. Дружба всегда крепкая и длится на протяжении долгих лет.

Это исходные данные, с которыми, как утверждают коучеры и психологи, можно и нужно работать. И даже застенчивого меланхолика можно превратить в успешного инфобизнесмена, нужно только работать над собой.

Почему же мы нервничаем  при общении?

С физиологической точки зрения это связано со свойствами нашей нервной системы. Склонность к переживаниям также связана с психологией человека (неуверенность, зажатость, страх потерпеть неудачу, стеснительность).

Чаще всего это происходит в таких ситуациях:  

  1. Когда к человеку, с которым приходится общаться, не испытываем симпатии и  расположения. Это вызывает раздражение и неприязнь.
  2. Когда собеседник совсем не знаком. Возникает страх быть не понятым и отвергнутым.
  3. Когда влияние оказывает статус человека (начальник, министр, директор, декан). Возникает напряжённость, неуверенность, стеснение.
  4. Когда человек переоценивает значимость событий (ревизия, налоговая проверка, экзамен, собеседование при поступлении на работу и т. д.).

Успех в решении важных вопросов  зависит в основном от  тщательной подготовки доказательств (аргументированное  изложение не только на словах, но и в письменной форме, обязательное подтверждение чертежами, схемами, постановлениями вышестоящих органов власти и т. д.).

Многие люди при разговоре с начальником  настолько нервничают, что не могут сосредоточиться на том вопросе, с которым пришли к нему, говорят невнятно, срывающимся голосом и даже заикаются. Это производит неприятное впечатление. Поэтому людям с такой повышенной возбудимостью обязательно надо готовиться к посещению лиц, имеющих определённый титул,  желательно даже изложить основные аспекты предстоящего разговора на бумаге.

Совершайте то, чего боитесь

Никогда не смогу забыть своего состояния на собеседовании при поступлении в ВУЗ. Столы, за которыми сидели члены комиссии, были расставлены буквой П.  А перед ними  на самом видном месте одиноко стоял стул, на который мне предложили сесть. Сажусь и чувствую, что начинаю краснеть. Коленки мои непроизвольно подпрыгивают, как я не пытаюсь их прижать трясущимися руками. В голове произошла страшная неразбериха. Меня охватил не просто страх, а буквально ужас. Эта немая сцена несколько затянулась. Когда мне задали первый вопрос из области химии, ответ на который я знала отлично, то мышцы лица были так напряжены, что не некоторое время не давали возможности открыться рту, а во рту так высохло, что язык не мог поворачиваться. Только знание ответов и неодолимое желание учиться в этом институте заставило меня преодолеть напряжённость и заговорить. Чем больше я концентрировала внимание на вопросах, а не на внутренних эмоциях, тем свободнее себя чувствовала и увереннее на них отвечала.

Многие люди, когда волнуются, даже теряют дар речи. В моей жизни был случай, когда я решила помочь своей однокласснице исправить двойку по географии. Домашним заданием было изучение названий всех стран мира и их столиц. Дома мы вместе выучили эту тему, и девочка  мне пять раз самостоятельно без подсказок всё повторила. По дороге в школу она снова всё рассказала без единой ошибки.  А когда учительница вызвала  её к доске  и попросила рассказать это задание, девушка  не смогла сказать ни единого слова.  Она объяснила мне своё состояние страхом перед аудиторией, который парализовал её мыслительную способность.

Совершайте то, чего вы боитесь, тогда и страх исчезнет (идите к зубному врачу, прыгайте в воду, чтобы научиться плавать, садитесь на велосипед, чтобы научиться кататься и т. д.). С помощью практики вы сможете преодолеть свой страх. На тренингах по обучению продажам часто дают задание – попросить у 10 незнакомцев деньги или продать 10 людям какую то безделушку. Этот прием основан именно на принципе – практикуйте и  у вас все получится. После такого 10, 20 человека вы уже заметите, что пропала дрожь в голосе, после 10 продаж вы почувствуете, как отступает страх.

Страх при знакомстве

разговор с девушкой

Почти каждый мужчина в юности испытывал эмоции волнения, неуверенности и страха, когда знакомился с девушкой.  Страхи заложены в нас самой природой для самозащиты, а ещё и воспитанием, насмешками и унижениями в школе.  И эти страхи начинают жить в нашей голове. Парень боится подойти к девушке, а когда волнуется, то не  знает о чём с ней говорить. В связи с этим он  предпочитает сидеть дома, а под лежачий камень вода не течёт. Вы мужчина-завоеватель и это заложено в вас природой. Ведь девушка первая не начнёт с вами разговор.  Начинайте завоевание с улыбки и если вам  ответили также улыбкой, то можно начать и общение. Стиснув зубы, подойдите и расскажите девушке, что  она вам очень нравится и как вам страшно быть отвергнутым. Страхи сразу исчезнут и обязательно найдутся темы для разговора.

Девушка при знакомстве и первом свидании с парнем также чувствует себя скованно, напряжённо, как говорится «не в своей тарелке». Из-за волнения не может расслабиться и поддержать разговор.

На публике

Общение с людьми – важная сфера нашей жизни и было бы прекрасно, если бы предметом изучения в школе была риторика. Благодаря умению красиво говорить мы заводим друзей, семью, добиваемся успехов в работе. Большинство конфликтов происходит от неумения договариваться.

Люди страдают от одиночества лишь потому, что стесняются заговорить с симпатичным незнакомцем или прекрасной незнакомкой.

Многие  помнят своё первое выступление  на совещании, на собрании или перед большой аудиторией.  От боязни неподобающе выглядеть перед людьми и неуверенности в себе снижается способность человека мыслить, возникает трудность сосредоточиться, какая-то пустота в голове, теряется нить разговора, предательски срывается голос, дрожат руки. Очень тяжело преодолеть это состояние, направить мысли в нужное русло и начать говорить.

Часто бывает, что в кругу своих знакомых человек прекрасно общается, но на публике замыкается в себе и не может  найти нужных слов.

По телефону

Даже разговаривая по телефону некоторые люди, часто волнуются, боятся переспросить, если что-то не расслышали, попросить говорить медленнее или подождать пока возьмут бумагу и ручку, чтобы записать необходимое. Уверенность разговора по телефону приходит  вместе с уверенностью в себе. Никогда не забывайте, что звонящий нуждается в вас не меньше, чем вы в нём. А если сами звоните, то напишите на бумаге свои вопросы и напряжённость уйдёт.

Нервное напряжение может перейти в стресс, депрессию, социофобию (сильные стойкие необоснованные страх и тревога перед разнообразными социальными ситуациями), которые вызывают последствия на психическом и физиологическом уровне.

Как перестать нервничать при общении и научиться себя контролировать?

Чрезвычайно важно понимать, что мы не можем нравиться всем без исключения, так как люди очень разные.

Не надо бороться с волнениями, надо их принять, проанализировать, взвесить и «разложить по полочкам»  сложившуюся ситуацию. А самое главное,  найти причину возникновения нервного напряжения при общении и  способ от неё избавиться.

  1. Недостаточная эрудиция. Чтобы получать удовольствие от общения надо постоянно повышать уровень знаний, интересоваться всем, что происходит вокруг, читать классическую и современную художественную литературу, слушать классическую и современную музыку, изучить то, что интересно людям, которых вы хотите видеть в своем окружении.
  2. Стеснительность. Она присуща всем людям, но если это мешает жить, то надо немедленно искоренять чрезмерную скромность и избавляться от излишней стеснительности. Обратите особое внимание на то, что вас смущает. Если внешний вид – займитесь спортом, танцами, пением, сделайте  красивую причёску, приобретите модную одежд. Медитируйте, занимайтесь аутотренингом (я самая интересная, привлекательная, обаятельная…). Если у вас физические недостатки или дефекты речи – помогут специалисты.
  3. Мало опыта. Расширяйте горизонты общения, нарабатывайте опыт общения (в магазине, на улице, на почте, в транспорте, да где угодно), а в конце дня подведите итог своих «подвигов» и похвалите себя. При желании можно решить любые проблемы (лиха беда начало).
  4. Комплексы. Никогда не думайте о себе плохо, не нужно выискивать в себе недостатки – никто не совершенен. В самом крайнем случае поможет психолог.
  5. Неуверенность в себе. Всегда готовьтесь к разговору. Проговорите содержание предстоящего разговора, доклада или лекции перед зеркалом, проконтролируйте походку, осанку, мимику и жесты. Красивая и модная одежда положительно влияет на самоощущение и поднимает самооценку. Повторяйте мысленно убедительные слова: я это сделаю, я смогу, я справлюсь. И всё у вас получится, ибо мысли материализуются.
  6. Не умение слушать. Часто мы не слушаем собеседника, а просто ждём паузы, чтобы высказать свои мысли. Умение слушать собеседника, находить в его речи интересные и ценные для вас мысли, называть его по имени, смотреть ему в глаза, делать искренние комплименты —   создаёт обстановку взаимопонимания. Улыбка, открытость,  уместный юмор, умение  чётко донести свои мысли вызывает в собеседнике положительные эмоции и способствует решению проблем в спокойной обстановке.
  7. Драматизация неумолимо надвигающихся важных, значимых, ответственных мероприятий.  В таких случаях принимайте неизбежное событие,  как данность. Представляйте себе самый негативный результат. Поразмыслите над тем, что же такое ужасное может случиться, если вам нагрубят, не поймут, откажут, сделают выговор и т. д. Разве это то, о чём думать и волноваться? Это же не конец жизни. Вы станете увереннее в себе, спокойно оцените ситуацию и легче переживёте последствия. Решайте проблемы только по мере их поступления. Вам дана целая жизнь, чтобы набираться опыта и совершенствоваться. Не переживайте, если что-то не получилось, относитесь к этому как к полезному опыту и извлекайте урок, который пригодиться вам в будущем.
  8. Зависимость от оценки окружающих. Делайте то, что вам необходимо и не отгораживайтесь стеной от людей. Если и последует от них критика, так это же принесёт только пользу. Для людей вы эпизод, поговорили и  забыли. У каждого человека полно своих проблем.  Парадокс в том, что те люди, которые могут оценить вас по достоинству, вряд ли станут это делать. Осуждающие же вас за вашей спиной — это не те люди, к чьему мнению надо прислушиваться. Китайская мудрость говорит: «Кто понимает, не оценивает; а кто оценивает – не понимает».

Наиболее чётко и ясно наши проблемы при общении сформированы американским психологом  и писателем  Дейлом Корнеги  в книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».

Не надо думать о прошлом, не надо переживать о будущем, живите сегодня!  Жизнь – прекрасна!

Спасибо за посещение моего блога.  Жду вас завтра )))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *